Цели и задачи

 

- совершенствование содержания обучения и

  воспитания подрастающего поколения.

- воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному наследию родного края.

- приобщение учащихся к поисковой

  деятельности. 

- сохранение исторической памяти.

- совершенствование нравственного воспитания учащихся.

 

        Пояснительная записка

 

Краеведение в системе образования  России является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания детей. Специальные методики использования экскурсий, путешествий, систематических краеведческих наблюдений и исследований для расширения кругозора детей, освоения разносторонних практических навыков, воспитания в них патриотизма и нравственности, любви к малой родине получили широкое распространение в России с начала хх века.

Краеведческое движение создается как детское сообщество интересующихся краеведением, увлеченных краеведческим поиском людей, объединенных любовью к родной земле, к России, стремящихся принести пользу своему отечеству.

 

 

                            Принципы.

- добровольности участия в краеведение

- организованности работы по краеведению

- слаженности работы в краеведение

 

Программа намечает основные направления, тематику и ориентиры краеведческого поиска.

 

 

Задача – создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, удовлетворение их запросов, формирование интересов к краеведческой деятельности.

 

В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, социальную активность.

Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой , принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности – в этом основной смысл программы краеведения.

Главное научить каждого ребенка наблюдать, смотреть и видеть, думать и осознавать то, что видит.

 Темы изучаемые в рамках программы

 

 

1 Родословие

2 Наша школа

3 Летопись родного края

4 Поиск

 

Программа написана на 4 года.

                 Подпрограммы.

 

1 Родословие.

 

Задачи – краеведение у нас начинается с самого доступного для детей – с личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дедушек, дети научаться понимать связь времен, преемственность поколений, начнут ощущать свою причастность к историческим событиям.

Изучение родословных, семейных традиций и обрядов, развитие и поощрение интереса к истории рода.

 

Содержание – родословие, или по научному « генеалогия», изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей.

Познакомиться с историей и представителями российских родов разных сословий, составление генеалогического древа, создание истории своей семьи, своей родословной.

 

 2 Наша школа.

 

Задачи – изучение истории школы, школьных традиций, развитие интереса к истории школы.

 

Содержание – изучать историю школы, составление летописи школы.

Продолжить летопись школы. Создать историю работающих в школе учителей, традиции школы.

3 Летопись родного края.

 

Задачи – изучение истории и природы родного края с древних времен до сегодняшнего дня, составление летописи наших дней.

Содержание – изучение каждого края по-своему уникальна. Изучение наиболее ярких исторических событий, природных явлений или воссоздание общей истории края. Опыт показывает, что происходящие сегодня события через короткое время начинают стираться из памяти людей, исчезают источники, связанные с этими событиями.

Если не фиксировать события или явления « по горячим следам», то позже их изучение и научная реконструкция потребует много сил и средств. Фото-- кинофиксация и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, ведение специальных летописей и хроник.

 

 

4 Задачи - Изучение исторических событий времен В.О.В.

    выявление мест забытых и неучтенных захоронений погибших воинов, установление их имен и судеб.

 

Содержание – увековечивание памяти павших защитников Отечества и жертв войны, установление их имен и судеб, поиск родственников погибших. Организация поисковой работы по письмам, вести исследовательскую работу в военных архивах, в школьном музее, посвященному боевым и трудовым подвигам и судьбам своих земляков, сотрудничество с ветеранскими организациями, оказание шефской помощи ветеранам войны, семьям погибших, вести летопись военных действий земляков.

 

 1 Родословие

 

Тема – Моя семья.

1 С кем я живу ( устный рассказ, рисунок)

2 Я, мое имя, его значение (рисунок, устный рассказ)

3 Фамилия, имена, отчества членов семьи, их возраст( в летописи семьи)

4 Место работы, учебы членов семьи (рисунок, устный рассказ)

5 Игры бабушек, дедушек (рисунок, устный рассказ)

6 Что умеет моя мама (бабушка), мой папа (дедушка) (рисунки с подписями)

7 Содержание работы членов семьи (рисунок, устный рассказ)

8 Моя трудовая семья (рисунок, рассказ, выставка фото, документов)

 9 У меня дома в свободное время (рисунки, устный рассказ)

10 Песни родителей, бабушек (прослушивание грампластинок)

11 Профессии членов семьи (несколько часов на их рабочем месте)

12 У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки( выставка семейных поделок)

13 Детство бабушек, дедушек ( рисунки, сочинения, рассказы, встречи)

14 Этому я научился у своих родных ( выставки рисунков, поделок)

15 Семейные реликвии войны, труда, учебы и другие ( работа знатоков, утренник, классный час)

16 Изучение родословных, семейных традиций и обрядов

17 изучение генеалогии, истории Отечества и своего края.

18 Представители российских родов разных сословий.

19 Выявление своих родственников, принимавших участие в исторических событиях.

20 Изучение состава семьи, семейные традиции, усадебное хозяйство, отдых и игры, семейные традиции.

21 зачет исследовательская работа по теме с генеалогической таблицей. В таблице указываются фамилия, имя, отчество, годы жизни.

 

 

 

 

Формы работы.

 

- работа с документами, их комментирование, анализ.

- выполнение несложных заданий поискового характера среди членов семьи, родных и близких.

- составление хронологических и синхронистических таблиц.

- подготовка небольших выступлений.

- участие  во встречах с героями войны и труда.

- чтение общедоступной историко-краеведческой литературы.

- сбор материалов для музея.

- работа с архивами, печатными источниками, собирать сведения и вещественные материалы среди населения.

 

 

 

 

К концу года должны знать и уметь:

 - место работы членов семьи.

 - о необходимости вести хозяйство экономно.

 - нарисовать свой дом, квартиру, вести разговор с членами семьи по заданной теме.

 - рассказать о детстве своих старших родственников.

 - изготовить образец того, что умеют родственники( вышивка, вязание, плетение )

 - составлять свое генеалогическое древо, таблицу.

 - записать летопись своего рода.

 

 

 

 

 

 

© papuzinskaya

Бесплатный хостинг uCoz